Особенности обучения взрослых

Особенности обучения взрослых

Мир не стоит на месте.

Изменения в жизни современного человека, как в личной, так и в профессиональной, происходят постоянно, а это значит, что людям систематически необходимо получать новые знания, учиться новым методикам, повышать свою квалификацию и свой уровень, совершенствовать свои навыки и тренировать новые.

Обучение взрослых людей имеет целый ряд особенностей, которые необходимо учитывать при организации эффективного обучающего процесса.

С возрастом многие функции организма ослабевают — снижаются зрение и слух, ухудшаются память и мышление, возникают трудности с восприятием новой информации. Однако способности к обучению у взрослых людей (от 20 до 65 лет) существенно не изменяются. Замечено, что у людей, занятых умственным трудом, способности к обучению сохраняются значительно дольше.

Как правило, возрастное снижение обучаемости связано с общим состоянием здоровья и энергией человека, уменьшением объективной и субъективной потребности в новых знаниях, снижением возможностей для применения их на практике.

В то же время многие взрослые люди действительно испытывают трудности с обучением. В большинстве случаев это связано с неготовностью к изменениям и с целым рядом психологических причин, например: беспокойством по поводу своего авторитета, боязнью выглядеть некомпетентным в глазах окружающих, несоответствием собственного образа «солидного человека» традиционно понимаемой роли ученика (например, нежелание «вернуться в детство», «сесть за парту»).

«Взрослый — всякий человек, признанный таковым в том обществе, к которому он принадлежит». (определение специалистов UNESCO, 1976 год).

Наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность обучающихся и обучающих по организации процесса обучения называется андрагогика (от греч. аndros– взрослый мужчина, зрелый муж и ago- веду).

В нашем обществе мы называем взрослым человека, который достиг физиологической, психологической и социальной зрелости, обладает определенным жизненным опытом, сформировавшимся и постоянно растущим уровнем самосознания, и выполняет роли, традиционно закрепленные обществом за взрослыми людьми, а так же принимает на себя полную ответственность за свою жизнь (в том числе экономическую и моральную) и свое поведение.

Часто дети и подростки думают: «Вот стану взрослым, буду делать что захочу». Они пока не знают, что взрослые люди не только самостоятельно принимает решения, но и берут на себя ответственность за принятое решение, и его последствия. В энергоинформационном мире такие последствия принято называть «резонансами», или «резонансными структурами».

Учиться — в буквальном смысле — означает «учить себя». Взрослый человек в большинстве случаев сам является инициатором своего обучения и ответственным участником обучающего процесса. Взрослые люди развивают свои способности, обогащаются знаниями, совершенствуют профессиональные квалификации или же применяют их в новом направлении.

Обучающийся взрослый несет ответственность за определение области обучения, выбор методов, планирование сроков, а также за оценку полученных результатов. Он выступает в качестве основной «движущей силы» обучения, в то время как преподаватель играет роль координатора процесса обучения, специалиста, создающего новые возможности, методы и формы.

Взрослый обучающийся – человек, обладающий пятью основополагающими характеристиками, отличающими его от невзрослых обучающихся:

  1. он осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью;
  2. он накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег;
  3. его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретные цели;
  4. он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;
  5. его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями).

При обучении взрослых большой популярностью пользуются эффективные активные методы обучения, такие как: тренинги, семинары, презентации, мастер-классы, игровые техники, тематические форумы и дискуссии в группах, выполнение проектов, обучение посредством практических действий и т.д.

В чем же отличие эффективного обучения взрослого человека от традиционного среднего/специального/высшего образования?

Отличаются подходы к организации взаимодействия учителя и учеников, методы коммуникации, а так же распределение ответственности за полученные результаты, и мотивация к обучению.

При обучении взрослых людей существуют свои особенности:

  • Взрослый человек имеет осознанное отношение к процессу своего обучения. Он сам стремится получить новые знания.
  • У взрослого обучающегося есть потребность в осмысленности обучения для решения важной проблемы и достижения конкретной поставленной им цели. Именно это обеспечивает его мотивацию к процессу обучению.
  • Взрослый имеет стремление к применению полученных знаний, умений и навыков «здесь и сейчас» или в ближайшем будущем.
  • Взрослый человек имеет собственный жизненный опыт и собственный багаж знаний и навыков.
  • На процесс обучения взрослого оказывают влияние профессиональные, социальные, бытовые, экономические и временные факторы.
  • Как правило, взрослые люди хотят учиться, если они понимают необходимость обучения и видят возможности применить его результаты для улучшения своей деятельности или решения поставленных задач.
  • Кроме того, взрослые люди стремятся активно участвовать в обучении, привносят в обучающие ситуации собственный опыт и свои жизненные ценности, стараются соотнести обучающую ситуацию со своими целями и задачами.
  • Кроме процесса обучения, взрослый человек, как правило, имеет множество семейных и социальных обязанностей.
  • Взрослые осваивают новые знания и навыки с разной скоростью, поэтому при работе с ними требуется уделять особое внимание индивидуализации обучения, повышать самооценку и чувство собственного достоинства каждого человека.

Известный американский психолог Карл Роджерс* сформулировал психологические особенности людей, выступающие предпосылками успешного обучения:

  • люди от природы обладают большим потенциалом к обучению;
  • обучение эффективно, когда его предмет актуален для человека и когда личности человека (его «Я») ничто не угрожает;
  • в обучение вовлекается вся личность, что в результате вызывает изменения в самоорганизации и самовосприятии;
  • большая часть обучения достигается действием при сохранении открытости опыту;
  • самокритика и самооценка способствуют творчеству, повышению независимости и уверенности в себе.

* Карл Рэнсом Роджерс (Carl Rogers)[1902-1987] — американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии наряду с Абрахамом Маслоу. Роджерс считал, что тенденция к росту и развитию свойственна человеку от природы.

Проведенные в США в 1980-х годах исследования (National Training Laboratories in Bethel, Maine) позволили обобщить данные относительно эффективности (средний процент усвоения знаний) различных методов обучении взрослых. Эти результаты представлены на схеме «Пирамида обучения» (Learning Pyramid , рис. 1).

Пирамида обучения

Рис. 1. Пирамида обучения

В свете проблем обучения взрослых людей, особую популярность приобрела циклическая четырехступенчатая эмпирическая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации (Experiential Learning Model), предложенная Дэвидом А. Колбом* (David A. Kolb) и его коллегами из Case Western Reserve University.

* Дэвид Колб (род. 1939) — психолог, специалист по обучению взрослых. По его мнению, процесс обучения представляет собой цикл накопления личного опыта, в дальнейшем — обдумывания и размышления и в итоге — действия.

Исследователи обнаружили, что люди обучаются одним из четырех способов:

  1. через опыт;
  2. через наблюдение и рефлексию;
  3. с помощью абстрактной концептуализации;
  4. путем активного экспериментирования — отдавая одному из них предпочтение перед остальными.

Согласно представлениям авторов обучение состоит из повторяющихся этапов «выполнения» и «мышления». Это значит, что невозможно эффективно научиться чему-либо, просто читая об этом предмете, изучая теорию или слушая лекции. Однако не может быть эффективным и обучение, в ходе которого новые действия выполняются бездумно, без анализа и подведения итогов.

Цикл обучения Д. Колба

Рис. 2. Цикл обучения Д. Колба

Стадии модели (цикла) Колба могут быть представлены следующим образом (рис. 2):

  1. Получение непосредственного опыта.
  2. Наблюдение, в ходе которого обучающийся обдумывает то, что он только что узнал.
  3. Осмысление новых знаний, их теоретическое обобщение.
  4. Экспериментальная проверка новых знаний и самостоятельное применение их на практике.

Отправным моментом естественного обучения является приобретение конкретного опыта, который дает материал для рефлексивного наблюдения.

Обобщив новые данные и интегрировав их в систему имеющихся знаний, человек приходит к абстрактным представлениям и понятиям (отстраненным от непосредственного опыта). Эти новые знания представляют собой гипотезы, которые проверяются в ходе активного экспериментирования в разнообразных ситуациях — воображаемых, моделируемых и реальных.

Процесс обучения может начаться с любой стадии. Он протекает циклически — до тех пор, пока не сформируется требуемый навык; как только один навык освоен, мозг готов к обучению следующему.

Многие специалисты, как практики, так и теоретики, используют цикл Колба в качестве основы при разработке моделей обучения. Исходя из собственного опыта проведения тренингов, мы предлагаем использовать два варианта цикла (различающихся целями, которые ставятся перед участниками тренинга), каждый из которых состоит из пяти этапов:

  • личный опыт — осмысление опыта — теоретические концепции — применение на практике — рефлексивный анализ;
  • практика — рефлексивный анализ — теоретические концепции — экспериментирование — осмысление.

Заложенные в модели обучения Д. Колба идеи о связи осмысления опыта, анализа насущных проблем, усвоения теории и ее проверки практикой получили широкое практическое применение. Оказалось, что люди отдают явное предпочтение поведению, соответствующему какой-либо одной из стадий цикла: практическим действиям либо теоретизированию (причем это относится как к обучаемым, так и к самим преподавателям или тренерам).

Развивая идеи Д. Колба, английские психологи П. Хоней и А. Мамфорд (P. Honey & A. Mumford) описали различные стили обучения, а также разработали тест для выявления предпочитаемого стиля обучения (Honey Mumford Preferred Learning Style Test). Как правило, в общем цикле эмпирического обучения люди начинают обучение с предпочитаемого ими стиля.

Исследователи выделили следующие четыре стиля обучения: «активисты», «мыслители», «теоретики» и «прагматики» (рис. 3).

Типы обучающихся взрослых в соответствии с циклом Д. Колба

Рис. 3. Типы обучающихся в соответствии с циклом Д. Колба

Каждому типу присущи свои сильные и слабые стороны, свои особенности поведения, требования к процессу обучения и к другим его участникам. Активисты ориентированы на получение личного опыта. Мыслителям важно осмысление и размышление. Теоретикам необходимо четкое формулирование правил и теорий. А прагматиков интересует практическое применение.

Люди, предпочитающие тот или иной стиль в «чистом» виде встречаются достаточно редко. Как правило, у каждого обучающегося более или менее представлены элементы всех стилей, а доминирующие тенденции определяют и особенности процесса обучения, и реакцию человека на методику обучения и на подачу материала преподавателем.

В сфере краткосрочного эффективного образования наиболее популярной формой активного обучения является тренинг. В нем используются интерактивные технологии и методы, реализующие принципы обучения взрослых, учитывающие требования андрогогической модели обучения.

Тренинг ориентирован на приобретение практических умений и навыков, предполагает активную позицию обучаемых, строится с учетом их предшествующего опыта. Эта форма обучения позволяет учитывать право взрослых людей на самостоятельный выбор и принятие решений, право принимать или не принимать новые методы работы, их потребность в обосновании необходимости изучения новой информации и в интеграции новых знаний с имеющимся жизненным опытом, требование практической направленности обучения.

Стоит отметить, что в нашей школе практической биолокации и энергоинформационного здоровья «Волшебная Лоза» используются все преимущества эффективного обучения взрослых.

Каждый семинар гибко подстраивается под интересы слушателей.

Наши преподаватели всегда говорят именно на вашем «языке понимания и восприятия».

Все, что мы рассказываем вам в теории, вы сразу же вместе с нами отрабатываете на практике. Теоретические знания, навык их использования и практический опыт вы получаете сразу же в процессе обучения.

И потом вы сами удивляетесь тому, какой объем материала вы смогли практически освоить за столь короткий срок!

Для нас важно и то, как мы учим, и то, чему мы учим! И очень важно кого мы учим! Поэтому мы учим не всех.

Слушайте сердцем, чувствуйте душой! И вы обязательно найдете своего настоящего Учителя. Ведь Учитель появляется тогда, когда готов ученик.

И если мы — ваши учителя, то обращайтесь!

Кстати! Знаете ли вы, что процесс совершенствования навыков и повышения профессионального мастерства никогда не завершается: его можно представить в виде бесконечной спирали развития компетентности (рис. 4):

Спираль развития компетентности
Рис. 4. Спираль развития компетентности

 


Похожее ...